Дислексия: причины, виды, симптомы, коррекция. Методы лечения дислексии.

    Дислексия — это нарушение обучаемости, от которого страдают миллионы людей во всем мире. В своей статье я рассмотрю симптомы, причины и методы лечения дислексии.

     Дислексия — сложное заболевание, которое трудно диагностировать. Это расстройство обучения, при котором возникают трудности с чтением из-за проблем с распознаванием звуков речи и изучением того, как они соотносятся с буквами и словами. В своей статье я углублюсь в научные данные, лежащие в основе дислексии, и расскажу о том, как она влияет на мозг.

    Существует множество заблуждений относительно дислексии, и ее часто неправильно диагностируют. Я обсужу проблемы диагностики дислексии и важность раннего вмешательства.

    Наконец, я рассмотрю различные методы лечения дислексии, включая образовательные мероприятия, вспомогательные технологии и лекарства. Моя цель — предоставить читателям всестороннее понимание дислексии и помочь им лучше поддерживать людей с этим заболеванием.

    По данным Международной ассоциации дислексии, дислексия является наиболее распространенной проблемой неспособности к обучению и самой распространенной причиной трудностей с чтением, письмом и правописанием. По оценкам, от 5% до 10% населения страдают дислексией, хотя по некоторым оценкам эта цифра достигает 17%.

    Точная причина дислексии неизвестна, но считается, что она вызвана сочетанием генетических факторов и факторов окружающей среды. Дислексия имеет тенденцию передаваться по наследству, и определенны гены связаны с этим заболеванием. Другие возможные причины дислексии включают черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекционные заболевания, преждевременные роды или низкий вес при рождении, преобладание активности правого полушария головного мозга или нарушение равновесия между полушариями, воздействие алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекции, влияющие на развитие мозга плода.

    Согласно информации Международной ассоциации дислексии, дислексия имеет нейробиологическое происхождение, а это означает, что проблема локализована в мозге. Текущие исследования дислексии и мозга объясняют, как дислексия связана с функциями мозга, как она влияет на различные области мозга и как ее можно поддерживать с помощью учебных вмешательств.

    Анатомия мозга умерших взрослых людей, страдавших дислексией при жизни, выявила доказательства связи между дислексией и строением мозга. Височная доля левого полушария, отвечающая за обработку речи, у людей с дислексией обычно меньше, чем у людей без этого заболевания. Эта разница в размерах может повлиять на способность мозга обрабатывать речь и читать.Есть исследования, доказывающие, что дислексия является результатом индивидуальных различий в областях мозга, отвечающих за речь.

Дистанционный курс: Дислексия: методы диагностики, коррекции и профилактики нарушения чтения

    Дислексия — это расстройство обучения, которое влияет на способность читать и писать. Это связано с трудностью обработки орфографии (письменной формы) и фонологии (звуковой структуры) языка. В исследованиях нейровизуализации изучалась анатомия и функции мозга людей с дислексией и без нее, чтобы понять причину этих проблем. Эти исследования выявили несколько различий в мозге людей с дислексией, включая снижение активности левого полушария мозга, отвечающего за обработку речи.

    Снижение активности левого полушария мозга может привести к трудностям фонологической обработки, что может вызвать проблемы с чтением и правописанием. Кроме того, исследования показали, что в мозгу людей с дислексией снижена связность между различными областями мозга, что может повлиять на способность интегрировать информацию из разных источников.

    Эти изменения в мозге могут влиять на поведение человека несколькими способами. Например, люди с дислексией могут испытывать трудности с задачами, требующими фонологической обработки, такими как чтение и правописание. У них также могут возникнуть трудности с выполнением задач, требующих интеграции информации из разных источников, например, с пониманием сложных инструкций или ведением разговора в шумной обстановке. Однако люди с дислексией могут обладать сильными сторонами и в других областях, например, в творчестве и решении проблем.

    Диагностика дислексии включает в себя всестороннюю оценку способностей человека к чтению и речи, истории болезни и семейного анамнеза нарушений обучаемости. Не существует единого теста, позволяющего диагностировать дислексию, но комбинация тестов и обследований может помочь установить точный диагноз.

    Процесс оценки может включать в себя следующие тесты и оценки:

  • История развития: обзор этапов развития человека, истории образования и истории болезни.
  • Тесты по чтению и письму: тесты для оценки способностей человека к чтению и письму, включая фонологическую осведомленность, декодирование, беглость речи и понимание.
  • Проверки зрения и слуха: тесты, позволяющие исключить любые проблемы со зрением или слухом, которые могут способствовать возникновению у человека трудностей с чтением.
  • Неврологический осмотр: обследование для оценки неврологических функций человека и исключения каких-либо основных неврологических заболеваний.
  • Психологическая оценка: оценка когнитивных и эмоциональных функций человека.

   Исследования показали, что учащиеся с дислексией преимущественно задействуют правое полушарие мозга, особенно переднюю часть, что контрастирует с более эффективной левой задней областью, используемой читателями без дислексии. Люди с дислексией часто сталкиваются с проблемами в фонологическом модуле, отвечающем за декодирование разговорной речи в фонемы — мельчайшие единицы звука. У них также могут возникнуть трудности с соединением глаз с мозгом, особенно с областью зрительных словесных форм в левой задней области.

    Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — это революционная технология, которая позволяет нам наблюдать динамическую активность мозга. Измеряя изменения в кровотоке, фМРТ выявляет различные нервные пути, которые учащиеся с дислексией используют при чтении, по сравнению со своими сверстниками, не страдающими дислексией.

    Дислексия — это распространенная неспособность к обучению, которая влияет на понимание прочитанного и речевую обработку. По оценкам, 1 из 10 человек страдает дислексией. В мире проживает около 8 миллиардов человек, из которых 780 миллионов страдают дислексией. Но только около 5% из них получили соответствующий диагноз. От 70% до 80% людей с ограниченными навыками чтения страдают дислексией.

    Вот еще немного статистики и фактов о дислексии:

  • от 15% до 20% учащихся имеют трудности с обучением, связанные с речью, при этом дислексия является наиболее распространенным нарушением.
  • люди разного экономического и этнического происхождения страдают от дислексии примерно с одинаковой частотой.
  • дети, выросшие в бедности, на 40 % чаще испытывают трудности с чтением и изучением языка.
  • согласно недавним исследованиям, около 38% учащихся 4-х классов читают на уровне ниже среднего или ниже 40% показателей их сверстников.
  • по всему миру более 20% всех детей начальной школы имеют проблемы с обучением чтению.
  • около 25% взрослых читают на уровне начальной школы.
  • доля детей, бросающих школу с проблемами чтения, составляет 62%.
  • 89% учащихся с индивидуализированным обучением имеют проблемы с чтением, из них 85% страдают дислексией.
  • дети с СДВГ составляют 30% детей, страдающих дислексией.
  • один из самых известных ученых, Альберт Эйнштейн, страдал дислексией.
  • нет никакой корреляции между дислексией и IQ.

Запись вебинара: Дислексия: этиология, механизмы, симптоматика, классификация, коррекция

   

    Симптомы дислексии.

    Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом.

    Первые симптомы дислексии на которые необходимо обратить внимание: неуклюжий захват ручки или карандаша, плохая память, отказ от чтения вслух и написания сочинений, проблемы со вниманием и концентрацией, трудности в изучении алфавита и таблицы умножения, изменения буквенного порядка при составлении или написании слов, трудности в освоении правописания и принципов чтения, затруднения в ориентировании и др.

    Дошкольный возраст, симптомы дислексии: трудности в освоении базовых навыков письма и чтения, запоздалое развитие речи, проблемы в общении со сверстниками, плохая память при изучении и произношении слов, путаница в расположении букв и слов.

    Младший школьный возраст, симптомы дислексии: разворот букв при написании, трудности с распознаванием слов, переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении, замена слов, схожих по смыслу и звучанию, нарушения координации движений, путаница в арифметических знаках, трудности в освоении новых навыков, импульсивность в поведении и др.

    Средний школьный возраст, симптомы дислексии: нечитаемый почерк, трудности с восприятием языка тела и мимики, неправильное написание и произношение слов, плохая память, трудности или отказ читать вслух и писать и др.

    Старший школьный возраст, симптомы дислексии: плохая память, плохо развитый навык письма, трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации, ошибки в произношении слов, замедленное чтение, трудности в адаптации и др.

    Взрослый возраст, симптомы дислексии: рассеянность и невнимательность, плохая память, трудности в произношении слов, неразвитые навыки письма или их полное отсутствие, трудности в планировании, путаница в последовательности слов и чисел, затруднения в восприятии письменной и звуковой информации.

    Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Коррекция дислексии: теоретический материал + рабочие тетради

    Существуют несколько видов дислексии, вот некоторые из них:

  1. Фонематическая дислексия — это тип дислексии, который влияет на способность человека читать и писать. Это вызвано проблемой неврологической обработки, которая влияет на способность манипулировать основными звуками языка. Люди с фонематической дислексией испытывают трудности с расшифровкой слов и распознаванием звуков в словах. Они способны читать знакомые слова, но испытывают трудности с незнакомыми словами.Фонематическая дислексия – это нарушение чтения, которое является формой алексии (приобретенной дислексии), возникающей в результате черепно-мозговой травмы, инсульта или прогрессирующего заболевания и влияющей на ранее приобретенные способности к чтению. Основным отличительным признаком приобретенной фонематической дислексии является избирательное нарушение способности читать слова, хотя способность читать знакомые слова не затрагивается.
    Фонематическая осведомленность — это способность различать фонемы, мельчайшие единицы речевого звука, которые могут нести значение, и манипулировать ими. Фонематическая осведомленность — важнейший навык, который должен развивать каждый читатель. Фонематическая осведомленность является предпосылкой для набора важнейших навыков, включая декодирование звуков букв (афоника), быстрое определение слов (использование визуальных слов) и беглость речи. Обучение этому осуществляется посредством занятий по идентификации звуков, замене звуков, рифмованию, смешению слов и сегментации слов.Ранняя диагностика и вмешательство могут помочь людям с фонематической дислексией преодолеть свои трудности и вести успешную жизнь. Лечение фонематической дислексии включает развитие орфографической поисковой системы. Многие методы, используемые для работы с типичной дислексией, также необходимы для лечения фонематической дислексии, например, мультисенсорный подход и практика беглого чтения.
  2. Семантическая дислексия — это подтип группы когнитивных расстройств, известных как алексия (приобретенная дислексия). Люди с семантической дислексией не могут правильно привязать слова к их значениям при чтении или речи. Столкнувшись со словом «бриллиант», они могут понять его как «сапфир», «блестящий» или «бриллианты»; при запросе билета на автобус могут попросить какую-нибудь бумагу или просто «вещь». Семантическая дислексия обусловлена ​​поражением левой теменной или височной доли мозга¹. Людям с семантической дислексией трудно читать и понимать слова, имеющие определенное значение. У них также могут возникнуть трудности с пониманием значения слов в контексте.Семантическая деменция (СД) — дегенеративное заболевание, характеризующееся атрофией передних височных областей (первичной слуховой коры; обрабатывает слуховую информацию) и прогрессирующей потерей семантической памяти. У пациентов с СД часто наблюдается поверхностная дислексия, относительно избирательное нарушение чтения низкочастотных слов с исключительным или атипичным соответствием правописания и звука.
  3. Аграмматическая дислексия — это тип первично-прогрессирующей афазии (ППА), редкого синдрома нервной системы, влияющего на способность общаться. Люди с аграмматической дислексией испытывают трудности с грамматикой как в письменной, так и в устной речи, а также могут испытывать трудности с пониманием сложных предложений. Они также могут допускать ошибки в произношении звуков речи, известные как апраксия речи. Аграмматическая дислексия — это один из трех вариантов ППА, два других — это семантический вариант первичной прогрессирующей афазии и логопенический вариант первичной прогрессирующей афазии.
  4. Оптическая дислексия – это вид дислексии, который характерен для детей, которые испытывают трудности с чтением из-за проблем с запоминанием и различением визуальных образов. Она также известна как поверхностная дислексия, дисейдетическая дислексия или орфографическая дислексия. Люди со зрительной дислексией могут испытывать трудности с различением похожих букв, например «з» и «в» или «т» и «г». У них также могут возникнуть трудности с перестановкой букв, например, с написанием «был» вместо «выл».Зрительная дислексия вызвана проблемами с запоминанием и различением визуальных гештальтов. Симптомы зрительной дислексии включают трудности зрительной дискриминации, медленную скорость восприятия, трудности зрительной последовательности, нарушения зрительной памяти, дефицит зрительного анализа и синтеза, пропуски, дополнения и замены, а также потерю места при чтении.Лечение зрительной дислексии может включать в себя корректирующие линзы, упражнения для глаз и цветные накладки.
  5. Мнестическая дислексия: сложно понять, как связаны буквы и звуки. Например, в разных формах слова «лес» буква «е» обозначает разные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], а в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно мнестическая дислексия заметна уже на этапе знакомства ребёнка с алфавитом.

Нейропсихологические упражнения для детей с дислексией. 3 тетради!!!

    Дислексия — это нарушение обучения, которое может повлиять на чтение, письмо и правописание. Не существует известного способа исправить основные различия в мозге, которые вызывают дислексию, но раннее выявление и оценка для определения конкретных потребностей и соответствующее лечение могут улучшить успех. Лечение дислексии обычно включает в себя специальные образовательные подходы и методы, и чем раньше начнется вмешательство, тем лучше. Вот несколько методов лечения дислексии:

    1. Обучение на основе фонетики. Этот подход направлен на обучение детей взаимосвязи между буквами и звуками, а также тому, как использовать эти знания для чтения и написания слов. 
Фоника – это метод обучения чтению, в котором подчеркивается взаимосвязь между звуками и буквами. Это распространенный подход, используемый для обучения детей с дислексией.
Фонематическая осведомленность — это способность слышать и манипулировать звуками (фонемами) нашего языка, а также важным навыком в обучении чтению и правописанию. Обучение фонологическому и фонематическому осознанию осуществляется в отсутствие письменного текста, то есть на слух.
Вот несколько стратегий обучения фонетике учащихся с дислексией:

  • мультисенсорная деятельность - использование нескольких чувств, таких как зрение, слух, осязание и движение, может помочь учащимся с дислексией лучше понять взаимосвязь между звуками и буквами.
  • явное обучение - подробное обучение правилам фонетики может помочь учащимся с дислексией понять взаимосвязь между звуками и буквами.
  • наглядные пособия - использование наглядных пособий, таких как картинки, диаграммы и диаграммы, может помочь учащимся с дислексией лучше понять взаимосвязь между звуками и буквами.
  • игры - использование таких игр, как игры в слова, настольные и компьютерные игры, может сделать изучение фонетики более увлекательным и увлекательным.

    2. Мультисенсорное обучение: этот подход использует несколько чувств, таких как зрение, слух и осязание, чтобы помочь детям научиться читать и писать.

  • Мультисенсорное обучение — важный аспект обучения учащихся с дислексией, который используют учителя, прошедшие клиническую подготовку. Он предполагает одновременное использование зрительных, слуховых и кинестетически-тактильных путей для улучшения памяти и обучения письменной речи. Вот несколько стратегий обучения учащихся с дислексией с использованием мультисенсорного обучения:
  • Радужные дуги — это классический мультисенсорный инструмент для обучения учащихся с дислексией. Они помогают учащимся воспринимать звуки речи в словах (фонемах), глядя в зеркало во время разговора или подчеркивая движения рта.
  • Цветные наложения. Использование цветных наложений или цветов фона может снизить зрительное напряжение при чтении.
  • Аудиозапись. Прослушивание аудиозаписей или устных инструкций может способствовать слуховому обучению.
  • Начертание букв. Начертание букв на песке или на текстурированных поверхностях помогает задействовать тактильные ощущения.
  • Движения тела и жесты. Включение движений тела и жестов может улучшить кинестетическое обучение.

    3. Структурированные программы обучения грамоте. В этих программах используется структурированный подход к обучению чтению и письму, разбивая язык на более мелкие части и обучая их в определенном порядке.Структурированные программы грамотности — это тип обучения, призванный помочь учащимся с дислексией и связанными с ней трудностями при чтении. Эти программы обучают взаимосвязи между звуками и буквами структурированным и систематическим образом, используя различные мультисенсорные методы.
    Вот несколько примеров структурированных программ повышения грамотности:

  • Подход Ортона-Гиллингема: этот подход представляет собой мультисенсорный, структурированный и последовательный подход к обучению чтению, правописанию и письму.
  • Линдамуд-Белл: в этой программе используется мультисенсорный подход к обучению чтению, правописанию и пониманию.
  • Программа чтения Бартона. Эта программа представляет собой систему индивидуального обучения, которая обучает чтению, правописанию и письму с использованием структурированного мультисенсорного подхода.
  • Структурированные программы грамотности могут быть эффективными, помогая учащимся с дислексией улучшить навыки чтения, правописания и письма. Тем не менее, важно сотрудничать с квалифицированным специалистом для разработки индивидуального плана обучения учащихся с дислексией.

    4. Вспомогательные технологии. Сюда входят такие инструменты, как программное обеспечение для преобразования текста в речь, программное обеспечение для распознавания речи и аудиокниги, которые могут помочь детям с дислексией легче получить доступ к письменным материалам.

        Вспомогательные технологии могут быть полезны для людей с дислексией, но специальных вспомогательных технологий для лечения дислалии не существует. Однако существует несколько вспомогательных технологий, доступных для людей с дислексией, которые могут помочь в чтении, письме и правописании. Вот некоторые примеры:

    • Программное обеспечение для преобразования текста в речь. Это программное обеспечение может читать текст вслух, что помогает его пониманию и корректуре.
    • Программное обеспечение для распознавания речи. Это программное обеспечение может преобразовывать произносимые слова в текст, что помогает при написании и написании.
    • Программное обеспечение для прогнозирования слов. Это программное обеспечение может предлагать слова по мере их ввода, что помогает улучшить правописание и скорость письма.
    • Цветные наложения. Использование цветных наложений или цветов фона может снизить зрительное напряжение при чтении.
    • Аудиозаписи. Прослушивание аудиозаписей или устных инструкций может способствовать слуховому обучению.
    • Начертание букв. Начертание букв на песке или текстурированной поверхности может задействовать тактильные ощущения.
    • Движения тела и жесты. Включение движений тела и жестов может улучшить кинестетическое обучение.
    • Логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов:

        - фонематическая дислексия - корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
        - мнестическая дислексия - корректируется слухоречевая и речезрительная память
        - семантическая дислексия - развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
        - аграмматическая дислексия - проводятся работы по формированию грамматических схем
        - оптическая дислексия - корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ

        Важно отметить, что лечение дислексии должно быть адаптировано к конкретным потребностям и способностям человека. Если у вас или у кого-то из ваших знакомых дислексия, рекомендуется обратиться к врачу или специалисту по нарушениям обучаемости. Раннее выявление и вмешательство могут помочь улучшить результаты лечения людей с дислексией.

    Альбомы-тренажеры для малышей (профилактика дисграфии и дислексии)